ЧАСТЬ ВТОРАЯ - ГЛАВА X. РИМСКО - КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БЕЛАРУСИ ПОД ВЛАСТЬЮ РОССИИ

1. Общее положение. В обзоре государственной и вероисповедной жизни белорусского народа мы видели многовековую борьбу двух народных стихий — польско-латинской и белорусско-православной. В течение длинного периода времени придумывалось .много разных систем, теорий и мероприятий для примирения двух взаимно борющихся народных сил, но все системы и теории оказались несостоятельными. Между польскою и белорусскою или русскою народною силою непрерывно сводились счёты, нередко жестокие и кровавые. Сведение счётов не закончилось даже после падения Польши, как главной и мощной силы, а еще более усилилось и ожесточилось.

Основная и единственная причина столкновения двух соседних народностей состояла в том, что польская нация с давнего времени начала продвигаться к Востоку, в пределы нынешних Беларуси и Украины. Польская экспансия на православный Восток сопровождалась не только полонизацией, но и латинизацией коренного местного православного белорусского или украинского народов. Польский народ исповедывал латинскую римо-католическую веру и нес ее православным в Беларусь, на Украину, Галичину, Холмщину, Волынь. Когда не хотели принимать латинской веры, придумали унию в восточной форме.

Беларусь не оставили в покое даже тогда, когда почти весь православный народ ее привели в послушание Римскому папе при помощи церковной унии. "Латино-польская партія, — говорит Киприанович, — всеми силами стала истреблять самую унію, искажать ея богослуженіе, обряды и обращать уніатов в латинство" 200). Обращение продолжалось в течение XIX и начала XX века. Вскоре после третьего раздела Польши в 1795 году под влиянием сильной польско-латинской пропаганды около 200.000 белоруссов униатов перешло в латинство. Напрасно в это время издавились правительственные указы против этой пропаганды и совращения униатов в латинский обряд. Миссионерской деятельностью обращения униатов и православных в латинство занимались местные помещики римо-католики и поляки. Они устраивали в своих поместьях каплицы (часовни), в которых собирались на богослужения их крестьяне. Для примера такой деятельности помещиков можно указать на совращение в латинский обряд Диарновицких и Прозоровицких крестьян Витебской губернии в 1858 году. Такие же случаи происходили и в других местностях Беларуси. Особенно благоприятствовал польско-латинской пропаганде в Беларуси указ императора Николая II в апреле 1905 года о веротерпимости. В довольно короткое время после этого перешло в римо-католичество около 40.000 белоруссов и около 400.000 бывших униатов на Холмщине 201). Цифры приблизительные, потому что точных данных об этом не имеется. Пребывая под властью России, польское духовенство отличалось религиозным фанатизмом и польским патриотизмом. Движимые этими чувствами польские римо-католические священники и монахи будировали умы верующего народа своими проповедями и увлекали в свою веру многих людей, не знавших вероисповедных расхождений между католичеством и православием,

2. Административное положение. После третьего разбора Польши Римско - Католическая Церковь в Беларуси имела только одну архиепископию в Вильне, основанную королем Ягайло в 1387 году. Императрица Екатерина II учредила в 1773 году Могилевскую белорусскую римо-католическую архиепископию. Совершила она это своею властию без всякого сношения с Римским папой. Епископом этой епархии она назначила коадьютора (викария) Виленской епархии Станислава Богуша-Сестшенцевича. В его ведение она передала всех римо-католиков, проживавших во всей Российской империи. Рим не признал этого действия Екатерины II законным и не утвердил Сестшенцевича епископом могилевским. Однако, в 1783 году прибыл в Россию папский нунций Арчетти и, по поручению папы Пия VI, совершил открытие Могилевской архиепископии в 1784 году. Одновременно с этим он утвердил епископа Сестшенцевича на кафедре этой архиепископии 202). Могилевские архиепископы имели свое постоянное местопребывание в городе Санкт-Петербурге; Могилев же являлся для них лишь титулярным городом.

Таким образом Латинская Церковь под властью России была разделена на две отдельные церковные провинции: 1) Варшавскую митрополию, учрежденную в 1818 году, обнимавшую Польское королевство с епархиями: Калишской, Люблинской, Сейненской, Сандомерской и Келецкой и 2) Могилевскую или иначе Петербужскую с епархиями: Каменецкой, Луцкой, Минской и Жмудской. Минская епархия преобразована из Пинской епархии.

Император Александр I учредил в 1801 году Римо-Католическую Духовную Коллегию для управления церковными делами Латинской Церкви в России. В состав этого учреждения входили представители епископата и клира во главе с архипископом могилевским. В числе членов Коллегии находился только один представитель мирских государственных властей. Это учреждение создано по воле императора и без согласия Рима. Коллегия имела быть для Римо-Католической Церкви тем органом церковной власти, чем для Православной Церкви — Святейший Синод. Коллегия была высшей административной и судебной инстанцией Римо-Католической Церкви в России. Она была признана папой. Деятельность ее проводилась под контролем и под влиянием российской государственной власти.

В 1831 году вспыхнуло польское восстание. Многие римо-католические монастыри и священники принимали активное участие в этом восстании. Русский посол в Риме жаловался Папской курии, что "духовенство разных степеней, забывшее святость своей миссии, принимало участие в кровавых действиях и почти повсеместно стояло во главе революционных бунтов" 203). Русское правительство указывало папе, что положение Католической Церкви в России во многом будет зависеть от дальнейшего поведения духовенства. В результате переговоров папа Григорий XVI, желая ослабить преследование римо-католиков в Беларуси и Польше за участие в восстании, издал буллу от 9 июня 1832 года "Кум прімум", обращенную к епископам Польши и Беларуси, требуя от них решительного выступления против польских революционеров и призвания их к послушанию государственной русской власти на том основании, что власть от Бога установлена. Папская булла произвела весьма неблагоприятное впечатление на поляков, которые приняли ее, как сделанную в угоду поработителям их отечества.

В Беларуси польское восстание не имело успеха. За участие в мятеже были арестованы многие поляки, в том числе и католические священники и монахи. Усмирителем польского мятежа в Беларуси был виленский генерал-губернатор М. Н. Муравьев, который расправлялся с мятежниками жестокими мерами. Были предприняты карательные меры против Католической Церкви: в Беларуси закрыто в 1840 году более 30-ти монастырей, а земельные угодия их были конфискованы. Взамен за отнятые имения от монастырей и капитул выплачивалось духовенству жалование из казны. С целью изъять воспитание кандидатов в духовный сан из-под польского влияния, Виленская духовная Академия была переведена в Петербург в 1842 году и поставлена под надзор Римско-Католической коллегии и правительственных органов.

Император Николай I заключил в 1847 году конкордат с Римской папской курией. На основании этого конкордата римо-католики получили право для развития своей религиозной жизни. Запрещалось им только заниматься обращением православных в свою религию. В год подписания конкордата по повелению императора была открыта Херсонская римско-католическая епархия, позднее переименована в тираспольскую в Бессарабии, с епископской кафедрой в г. Саратове на Волге.

В виду того, что католические священники в Беларуси пользовались церковными амвонами для проповеди политического характера и ненависти к православию, царское правительство в 1852 году издало распоряжение католическому духовенству произносить только те проповеди, которые напечатаны в сборниках проповедей и прошли цензуру. Исполнявший обязанности архиепископа могилевского ксёндз Головин-скі (ум. 1855) послал в Рим донесение, в котором перечислил все незаконные действия правительства по отношению к Косцёлу. Папа Пий IX ходатайствовал перед императором об упразднении ограничений деятельности Католического Косцёла, но Рим вел себя в высшей степени недипломатично в отношении России. В 1853 году, вопреки воле и просьбе русского правительства, папа провозгласил святым иезуита Андрея Боболу, убитого казаками в 1657 году за издевательства над православными в Янове полесском. Православные белоруссы и волынцы, а также русское правительство было возмущено этим актом папы Пия IX. Когда вступил на престол император Александр II Освободитель в 1855 году, тот же папа поспешил обратить его внимание на несоблюдение русским правительством конкордата. При этом императоре все вакантные латинские епископии в России были замещены епископами.

В 1863 году началось второе польское восстание против России. Вскоре оно было подавлено военною силою. После этого прокатилась волна арестов и высылки участников восстания, среди которых оказались многие духовные лица. За сочувствие повстанцам был выслан из Вильны епископ Адам Красинский, а в 1864 году — епископ минский Войткевич. В 1865 году русское правительство разорвало конкордат с Папской курией, упразднило Каменецкую латинскую еиископию, в 1867 году закрыло духовную академию в Петербурге и Подляскую епархию. Пий IX пытался воздействовать на российское правительство при посредстве императоров французского Наполеона III и австро-венгерского Франца Иосифа, чтобы были прекращены репрессии против повстанцев в Польше и Беларуси, но это еще более озлобило русское правительство против поляков.

В 1866 году российское правительство задумало ввести русский язык в дополнительные богослужения Католической Церкви в России, особенно в Беларуси. По распоряжению властей был переведен на русский язык ряд польских богослужебных песнопений и издан под названием "Требник", а также изданы отдельные богослужебные книжечки под названием "Римско-католический олтарик", русские переводы Евангелия "Для римских католиков воскресное и праздничное чтение из евангелистов14, "кантычки" или богогласники — "Народныя духовныя песни". Ксендзы и поляки возмутились этим мероприятием правительства. Первым выступил против этого луцко-житомирский епископ Кацпер Боровский, но был сослан в Пермь в-1870 году. В последующие годы за сопротивления властям были сосланы епископы: суфраган жмудский Бересьневич в 1885 году, виленский Гриневецкий в 1897 году, суфраган Могилевский Симон и виленский Зверович в 1902 году.

Однако в епархиях Виленской и Минской нашлось несколько ксендзов во главе с администратором обеих этих епархий прелатом Петром Жилинским, которые приняли богослужебные книжки на русском языке и осторожно пользовались ими. Они переводили на русский язык учебники Закона Божия и вводили их в школах для католических учеников. Рим их запретил в священнослужении и отнял от них духовные должности. Лишившись авторитета среди католиков поляков, они уехали в другие города, а некоторые из них поступили на гражданскую службу. Фамилии некоторых из них следующие: Немекша, Тупальскі, Сенчиновскі, Юргевич и другие. Во всяком случае правительственная попытка введения русского языка в римо-католических косцёлах в Беларуси не имела успеха.

В 1880 году папа Лев XIII снова возобновил конкордат с Россией. На основании этого папа получил возможность посвятить на вакантные епископии новых епископов, таковых было в 1882 году 12. Епископы получили больше прав влиять на воспитанников духовных семинарий. В Петербуржской духовной академии были произведены реформы, после чего она передана исключительно в юрисдикцию могилевских (петербуржских) архиепископов, которых власть распространялась на всю Россию, кроме Польши.

Во время царствования императора Николая II (1894 — 1918) самым важным событием для Римско-Католической Церкви в России было издание им в апреле 1904 года указа о веротерпимости. После этого католическая жизнь стала быстро развиваться. Во всей Европейской России и Сибири возникла сеть католических храмов в городах, появилось много образованного богословски духовенства. По сообщениям польской исторической литературы в России, включая Сибирь, кроме Польши, насчитывалось до 500 храмов.

До 1-ой мировой войны 1914 года в Беларуси было римско-католических храмов и каплиц: в Витебской губернии — 229, в Гродненской — 150 и 2 монастыря в Гродне: францишканский и бригиток; в Могилевской губернии — 30, в Минской губернии — 135, в Виленской губернии — 172.

Comments