ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, ГРАЖДАНСКАЯ - ГЛАВА V. БЕЛАРУСЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ПОЛЬШИ

1. Административное деление, В ранний период существовали многие удельные княжества, во главе которых стояли князья, управлявшие при помощи вече или бояр. Витовт сместил некоторых князей и посадил на их места своих наместников. На сейме в Городле в 1413 году постановлено ввести административное деление Великого Княжества Литовского на воеводства. Первые воеводы после Городельского сейма были назначены в Троках и Вильне. Впоследствии назначены воеводы в следующих городах: в 1504 г. в Полоцке, в 1507 г. в Наваградке, в 1508 г. в Смоленске, в 1511 г. в Витебске, в 1514 году в Подлясьи, в 1513 году в Минске, в 1569 году в Берестье и Мстиславле. Кроме этого, были учреждены воеводства: Киевское, Подольское и Волынское. Таким образом, перед Люблинской унией Великое Княжество Литовское было разделено на воеводства, которые управлялись своими воеводами, назначенными великим князем или польским королем. Такую форму государственного деления на воеводства, а воеводства на поветы утвердил сейм в Вельске в 1564 году. Эта форма продержалась до Четырехлетнего сейма в 1788 году, когда Польша доживала последние годы своей государственной жизни.

В Беларуси были следующие воеводства и поветы: Виленское воеводство и пезеты: Виленский, Вилькомирский, Браславский, Лидский и Ошмянский; Трокское воеводство и поветы: Гродненский, Ковенский, Трокский и Упитский; Полоцкое воеводство поветов не имело; Наваградское воеводство и поветы: Волковыский, Наваградский и Слонимский; Витебское воеводство и поветы: Витебский и Оршанский; Берестейское воеводство и поветы: Берестейский и Пинский; Мстиславльское воеводство поветов не имело; Минское воеводство и повиты: Минский, Мозырский и Речицкий; Подляское воеводство и поветы: Вельский и Дрогичинский; Смоленское воеводство поветов не имело. Всех воеводств в Беларуси было 10 и поветов 21.

С установлением воеводств удельные князья потеряли всякую власть и превратились в частных землевладельцев. Они сохранили свои княжеские титулы и некоторые символы своего княжеского звания: печать из красного воска, места по правой стороне от великого князя или короля на заседаниях сейма. С течением времени многие княжеские старинные роды совершенно исчезли, а другие приняли фамилии по местности своих имений или по иным признакам, растворившись в шляхетском сословии и образовав класс высшей аристократии и магнатов. К этому сословию принадлежали шляхетские роды богатых землевладельцев, не имевших княжеских титулов.

Из среды шляхты великий князь назначал высших сановников в государстве, в том числе и воевод. Шляхта занимала все государственные королевские или великокняжеские должности. Первой и важнейшей должностью в Великом Княжестве Литовском была должность канцлера, который по современным понятиям соответствовал министру иностранных дел: он скреплял своею подписью и печатью акты, привилегии и указы великого князя. Очень важною была должность придворного маршалка. Эта должность соответствовала министру королевского двора. Канцлер и маршалок имели своих заместителей и многих помощников. Были особые должности сеймового маршалка, а также сеймикового маршалка в поветах. Государственной казной ведал скарбный и его помощник подскарбный. В ведении скарбного находились все земельные угодия великого князя. В конце XV века была установлена должность великого гетмана, своего рода министра военных дел и главнокомандующего военными силами. Его помощниками были полевые гетманы. Под начальством гетмана находились все военные силы государства. Он носил титул: "Гетман наивысший Великого Князьства Литовского".

Другие должности при особе великого князя имели чисто придворный характер, как, например: подкоморый — заведующий княжескими палатами, подстольный и подчашный — заведующие великокняжеским столом и погребами, конюшный — заведующий конным двором великого князя, ловчий — имевший попечение над лесными угодиями, предназначенными для охоты. В провинциях начальствовали сперва наместники и тиуны великого князя, а позднее воеводы, старосты и каштеляны. Были должности хорунжих, которые носили войсковые знамена и созывали ополчение в случае войны. Городничие наблюдали за охраной городов, находившихся в их поветах, и следили за исправностью дорог и построек. При реформе административной в 1565 году была создана должность поветового маршалка, роль которого была весьма важна во время войны. Его обязанностью было принимать ополчение и представлять его воеводе. Все государственные должности от высших до низших были весьма почетны и авторитетны на местах.

2. Законодательство. Великие князья литовские не нарушали древних порядков и обычаев так называемой старины на занятых ими землях. Эта "старина" была неписанным законом, хранилась в памяти и соблюдалась в жизни населения. Правители княжеств, областей или земель менялись: уходили князья Рюриковичи и Всеславичи, на их места приходили князья Гедыминовичи, которых сменили наместники и воеводы, но местная жизнь протекала без всяких внутренних перемен, по искони заведенному порядку. Этот порядок был законом для всех. Никто не смел его отменять или изменять. Но когда пришли к власти поляки и ополяченные белоруссы, возникла необходимость просить великих князей письменной гарантии на сохранение этих вековых законных порядков. Для успокоения бояр, мещан, крестьян и духовенства великие князья издавали письменные акты, так называемые привилегии, как подтверждение "старины", и этим обеспечивали ее соблюдение. Такие письменные привилегии выдали великие князья Казимир и Александр.

В содержании великокняжеских привилегий повелевалось, чтобы "права хрестьянскаго закона ни в чом не ломити", чтобы "нам хрестьянства греческаго закону не рушити, налоги им на их въpy не чинити, а в церковные земли и в воды не вступатися" (Смоленская грамота). В землях Полоцкой и Витебской великий князь мог назначать воевод и старост только по воле и с согласия местного населения. В привилегии говорилось: "Так же нам господару давати воеводу нашего полочанам по их воле, а который будет воевода наш нелюб им, ино нам воеводу им иного дати по их воли; а приехавши воеводе нашему к Полоцку первого дня крест целовати полочаном на том, чтож без исправы полочанина не карати ни в чом".

До XV в. великие князья литовские не издавали письменных распоряжений или каких-либо законов от своего имени. Воля князя выражалась устно и строго исполнялась подданными. Но с начала XVI века политическое положение в Великом Княжестве Литовском изменилось. Началась сеймовая борьба за присоединение этого княжества к Польше. Понадобились гарантии для сохранения независимости Великого Княжества Литовского. Для этого нужны были узаконения, которых не было. На Виленском сейме в 1522 году был поднят вопрос о собрании в один сборник всех прежних узаконений и привилегий. Это дело одобрил великий князь Сигизмунд. Деятельное участие в этом принял канцлер Великого Княжества Литовского Альберт Гаштольд. Работа проводилась тщательно. Собирали и переписывали все старые бытовые и политические узаконения, существовавшие в каждом княжестве и в каждой области Великого Княжества Литовского. Разрабатывались новые юридические нормы, вызванные обстоятельствами текущей жизни в государстве.

Приготовленный сборник представлен был на утверждение сейма в Вильне в 1529 году. Сейм его одобрил, и великий князь Сигизмунд утвердил. После утверждения он стал государственным законом для всех слоев населения Великого Княжества Литовского. Сборник известен под названием "Литовский статут". Писан он на белорусском государственном языке. В 1530 году он появился на латинском языке, а в 1532 году на польском. Напечатан он не был, а распространялся в списках. Впервые он был напечатан в типографии в измененном виде только в 1588 году в Вильне. В последующие годы он издавался только на польском языке. Но в 1811 году его издали в Санкт-Петербурге на двух языках параллельно: польском и русском. Польский текст Статута обязывал в Беларуси от XVII века, но в 1840 г. был упразднен.

3. Полонизация края. Ягеллонская династическая уния открыла большие возможности для проникновения польского элемента в Беларусь. Полонизация пришла вместе с римо-католичеством. С самого начала открытия латинской епископии в Вильне в 1387 году епископами здесь были поляки. Первым епископом виленским был Андрей, герба Ястшэмбец (ум. 1398). На его место назначен был поляк Якуб Плихта, после него чех Николай (ум. 1414), затем Петр Ястшэмбец и т д. Вместе с епископами подбирались кадры духовенства из поляков. На основании Городельской унии 1413 года предоставлялось право занимать государственные должности в Великом Княжестве Литовском только римо-католикам. Это обстоятельство привлекло некоторые княжеские и знатные роды в объятия римо-католичества. Их дети, воспитанные в польских школах, становились поляками.

Акт Люблинской унии 1569 г. усилил полонизацию знатных родов и шляхты. Литовский статут редакции 1529 года, запрещавший полякам занимать государственные должности в Великом Княжестве Литовском, был изменен в пользу поляков. Беларусь покрылась густою сетью польских колоний и польской шляхты, наехавшей сюда из Польши. Образовались так называемые "околицы" и "засьцянки" польской и сполонизированной шляхты. Эти колонисты принадлежали к военно-служилым людям, участвовавшим в войне с Москвою в 1578-1581 годы. По окончании войны они получили звание шляхты и шляхетские привилегии. Король наградил их земельными угодиями. Эта шляхта являлась большою полонизацийною силою в Беларуси. К ним присоединились многочисленные землевладельцы — помещики поляки, разными способами приобретшие себе имения здесь. Они закрепили крестьян за своими имениями и лишили их права переходить в другое место. Таким образом крестьянская Беларусь стала крепостною у польских панов и магнатов. Такие же порядки существовали в имениях великокняжеских, принадлежавших государству, где хозяйничали королевские урядники-державцы.

Важную роль в полонизации страны играло римо-католическое духовенство, которое составлялось преимущественно из поляков. Для пополнения его подготовлялись кадры в польско-католических школах, открытых во многих городах Беларуси. Такие школы или коллегии были открыты в Вильне, Полоцке, Витебске, Орше, Могилеве, Минске и др. Содержали эти школы иезуиты. В городах поселилось много поляков, занявшихся торговлей или служивших в урядах. Католическое духовенство их обслуживало и миссионерствовало среди православного мещанства. Полонизация городов проводилась в течение XVI - XVIII веков, вследствие чего города Беларуси потеряли свой белорусский облик. Белорусская деревня не поддалась полонизации.

В это время сильно засорялся полонизмами белорусский язык. Засорение было настолько велико, что белорусский язык превращался в диалект польского языка. Постепенно он становился трудным для пользования в судах и урядах Беларуси, так как шляхта и мещане переставали его понимать. Это обстоятельство побудило литовско -белорусских послов на сейме в 1696 году внести предложение о замене белорусского языка польским. Предложение было принято: ни один голос не раздался в защиту белорусского языка, бывшего в течение 400 лет государственным языком в Великом Княжестве Литовском. Таким образом уже в XVII веке употребление белорусского языка в урядах совершенно исчезло.

Когда волна польского засилия заливала Беларусь, великий гетман Великого Княжества Литовского князь несвижский Януш Радзивилл вступил в тайные переговоры со шведским королем Карлом X Густавом, с которым заключил Койданский договор в 1655 году, на основании которого он отдавал под его протекторат Беларусь и Литву. По этому договору Карл вступил со своими войсками в Литву, занял Жмудь и всю западную Беларусь, объявив себя "Покровителем Великого Княжества Литовского". Проф. Ст. Косьцялковский считает, что князь Януш Радзивилл хотел быть вассалом шведского короля и иметь титул: "Великий князь литовский". Этим политическим актом Радзивилл хотел вызволить свою родину от польской зависимости и получить для нее свободу. Но в это время происходила московско-польская война, которая помешала осуществлению этого плана. Поляки считают Радзивилла изменником, но в действительности он любил свою родину Беларусь и хотел восстановить ее политическую и государственную независимость. Война Польши со Швецией закончилась подписанием мира в Кардисе в 1661 году на условиях "статус кво"; шведы оставили Беларусь, Литву и Польшу. Война с Россией закончилась Андрусовским миром в 1667 году, по которому Беларусь осталась под властью Польши.

Comments