ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, ГРАЖДАНСКАЯ - ГЛАВА II. БЕЛАРУСЬ И ЛИТВА

1. Древнее население Беларуси. Летописные свидетельства указывают, что древними обитателями на землях современной Беларуси были родственные славянские племена: кривичи, полочане, дреговичи, велеты-лютичи и киммеры. В процессе многовековой совместной жизни они ассимилировались и создали один белорусский народ.

Кривичи-полочане. Это племя, жившее в области р. Полоты и по р. Двине, очень рано образовало свое княжество со столицею в Полоцке. Первым полоцким князем был Рогволод. Дружина киевского князя Владимира напала на Полоцк, убила Рогволода и двух его сыновей, а дочь Рогнеду увезла в Киев, где князь Владимир взял ее себе в жены. После своего крещения он отпустил Рогнеду на ее родину со своим сыном Изяславом, для которых построил город Изяславль и отдал им Полоцкое княжество во владение. Рогнеда постриглась в монахини с именем Анастасии и построила в Изяславле женский монастырь. Ее потомки Рогволодовичи-Всеславичи княжили в Полоцке и Минске, но впоследствии разделились на уделы и стали родоначальниками князей Витебских, Друцких, Мстиславских, Логойских, Лукомских, Оршанских и др.

Кривичи построили город Смоленск, где вскоре образовалось Смоленское княжество. В Лаврентьевской летописи говорится: "Кривичи иже съдятъ навърхъ Волги и навърхъ Днъпра, ихже градъ есть Смоленскъ: тудъ бо съдятъ кривичи" 21).

Дреговичи. Дреговичское племя жило в бассейне р. Припяти (ныне Полесье) и занимало области до реки Буга на западе и реки Немана на севере. Столицею их княжества был город Туров на р. Припяти. В начале XII века Туровское княжество распалось на малые удельные княжества, которые известны под названием: Пинское, Клецкое, Несвижское, Берестейское, Гродненское и Свислочское. Князья некоторых из этих княжеств упоминаются в летописях в разное время. Так, например, в 1204 году был князь пинский Владимир, в 1127 году — князь клецкий Вячеслав Ярославич, в 1224 году — князь несвижский Юрий, в 1256 году — князь свислочский Изяслав. В первой половине XII века в Гродне княжил Всеволод Давыдович (ум. 1141) и его сыновья Борис и Глеб.

Исторические свидетельства указывают, что в пределах нынешней Беларуси существовали в древности следующие княжества: Борисовское, Витебское, Гродненское, Друцкое, Изяславльское, Клецкое, Логойское, Минское, Мозырское, Мстиславльское, Несвижское, Наваградское, Оршанское, Пинское, Полоцкое, Свислочское, Соломорецкое, Слуцкое и Туровское. Большинство из этих княжеств занимали малые области и не играли значительной роли в исторической жизни Беларуси.

Велеты-лютичи. В пределах нынешних Гродненщины и Виленщины обитало славянское племя велеты-лютичи. По представлению некоторых исторических данных, город Вильна была их крепостью (само это слово образовалось от Вильда — крепость) 22). Когда впервые появились германские племена на Ливонском и Куронском побережьи Балтийского моря в 1185 г., велеты уже жили в Виленской области 23).

Велеты принадлежали к Палабским (река Лаба по-немецки Эльба) славянам, продолжением которых были Привислинские (р. Висла) славяне. Первый древний писатель, упоминавший о велетах, был Птоломей. Обитая на большом отрезке побережья Балтийского моря, которое называлось Славянским, они очень рано столкнулись с германскими племенами, наступавших на них. Имя велетов звучало в течение четырех столетий (798-1157) в области на запад от реки Одры. По своим природным качествам велеты отличались мужеством и воинственностью, что было причиной их упорной сопротивляемости германизации и христианизации. Впоследствии германцы однако одолели их и уничтожили, а оставшиеся германизировались 24). Уцелели от уничтожения те племена велетов, которые жили в области рек Немана и Вилии. Здесь они смешались с полочанами и дреговичами, ставши белоруссами.

Велеты известны в истории народов под двумя названиями: велеты и лютичи. Вопрос о них исследовал чешский ученый Павел Шафарик. По его мнению, название "велеты" старше названия "лютичи". Оба эти названия образовались от старославянских слов: "велекі" (по-белорусски "вялікі") и "люты" или "лют". Слово "велекі" иноземцы исказили в "велеты", не понимая его значения 25). Название "велекі" указывает на многочисленность этого племени и на большую территорию, какую оно заселяло.

П. Шафарик в своем исследовании о славянах приводит свидетельства древних латино-германских летописцев Гермольда и Адама Бремена (ум. около 1076), которые писали о велетах, называя их сильным народом и именуя их "Wilzi" или "Lutici"26). Слово "Вільці" на польском языке означает волков. Это указывает на то, что древние ляхи или поляки называли велетов "вільці", т. е. волками. Возможно, что от поляков это слово приняли германцы. Слова "вільці" и "люты" дают точную характеристику волков, которые с древнейших времен известны своею лютостью и хищничеством. Отсюда эти два названия стали синонимами по отношению к велетам или лютичам.

Киммеры или цимбры. В старых греческих хрониках упоминается племя киммеры, по-славянски "цимбры". Это племя обитало в области Азовского моря между Азовом и р. Днепром. Оно принадлежало к семье славянских народов. Теснимые врагами, киммеры ушли дальше на запад, а часть из них отправилась в далекие "полуночные страны", по словам летописи. На северо-западе они столкнулись с племенами жмудь, чудь и гофтами (германцами), а также с велетами-лютичами, которые жили в Виленской области. По свидетельству летописи, киммеры смешались с местными племенами и потеряли свое название. Славяно-русские летописи о них не упоминают, может быть потому, что к летописному времени они уже не существовали, как отдельное племя. Некоторые исследователи (Шафарик) предполагает, что от киммеров образовались фамилии Кимбар и Кимбаровичи, а также название деревни Кимбаровка в Минской области 27). В этой области, вероятно, жили киммеры или находились их поселения.

2. Происхождение названия "Литва". Начиная с XII века, на кривичские и дреговичские земли нападали с запада грабительские банды велетов-лютичей. За их жестокость и свирепость кривичи и дреговичи прозвали их лютвой. Слово "лютва" в разговорной практике легко перешло в "литва". Чешские ученые П. Шафарик и Любор Нидерле утверждают, что слово "лютва" преобразовалось в "литва" 28). Это мнение ученых заслуживает полного внимания. Для нас оно является весьма важным свидетельством по своей обоснованности.

В пользу этого мнения говорят исторические факты успешного продвижения литовских или лютовских князей с их дружинами на восток Беларуси в половине ХІІ-ХШ веков и их полная ассимиляция с покоренными ими славянскими белорусскими племенами. Литовские князья, занявши белорусские земли, смешались с белоруссами до такой степени, что усвоили их религию, обычаи и язык, который сделали своим государственным языком. Эти факты свидетельствуют, что литовские завоеватели были чистокровными славянами и принадлежали к племени велетов-лютичей. Разговорный язык их был славянский, понятный белорусским племенам или совсем мало чем отличавшийся от их языка.

Что касается нынешних литовцев, то в давние времена они назывались жмудь. В латинских документах их область поселения известна под названием "Самогитиа". Жмудь была историческим названием современных литовцев, которым летописцы ошибочно присвоили это название, смешав их с лютичами.

Прародиной предков литовцев-жмуди, по определению П. Шафарика, было Закарпатье. Оттуда они переселились на северо-запад в неизвестное ближе время и осели на севере от р. Немана. На новом месте они встретились с племенем чудь, которого не сумели изгнать, а смешались с ним29). Впоследствии большое влияние на них оказали велеты-лютичи, с которыми они жили по соседству, и тевтонские рыцари, под властью которых они находились продолжительное время. К славянам они не принадлежали. Свою народную особенность, свои обычаи, свою религию и свой язык они сохраняли. Эти их национальные качества не позволили им ассимилироваться с другими соседними племенами.

3. Беларусь названа Литвою. Об этом названии имеется много свидетельств. Вошло оно в практику еще с XV века, когда Беларусь была покорена литовскими князьями, которые создали великое государство — Великое Княжество Литовское. Известный польский ученый прошлого столетия А. Брюкнер говорит: "Всегда мы говорим "литовский", "литовец", но это только вместо "белорусский", "белорусе", потому что в 1510 году даже не снилось о собственной этнографической Литве; еще Рэй в 1562 году называл белорусса литовцем, а в Москве и в XVII веке "литовский" означал то же самое, что и "белорусский" 30).

Название Беларуси Литвою было обычным в XVII-XIX веках. Польский поэт А. Мицкевич восклицает в своей поэме "Пан Тадэуш": "Литва! Отчизна моя!". Но его отчизною была Наваградчина, где в фольварке Заосе он родился и провел свои детские годы. Наваградчина входит в состав западной части Беларуси и Литвою в нынешнем понятии никогда не была. Но в те отдаленные времена Беларусь называли Литвою по государственной терминологии, имея в виду Великое Княжество Литовское.

В Москве тоже называли тогда Беларусь Литвою. Знаменитый А. Пушкин описал в поэтической форме сцену в своем произведении "Борис Годунов" и назвал ее "Корчма на литовской границе". В действительности же действие в этой сцене происходило на границе Беларуси с Московским государством. П. Батюшков в изданной им книге под заглавием "Бълоруссы и Литва" писал, что: "Доктор Ф. Скарина, уроженец города Полоцка, усердно занимался переводом славянских книг на литовский язык"31). Известно, что Ф. Скарина переводил Священные книги (Библию) на свой родной язык белорусский, а литовского языка он вовсе не знал. Путаница с названиями "Литва" и "Беларусь" продолжалась еще долгое время. Теперь каждый знает, что эти две страны разные по национальности и по языку.

Название "Литва" сильно вкоренилось в житейской практике особенно среди поляков в западной Беларуси. Здесь некоторые города они назвали литовскими, например: Брест-Литовск, Новогрудок-Литовский, Минск-Литовский, Каменец- Литовск, Высоко-Литовск. И такие названия вошли в географические карты России, составленные до первой мировой войны 1914 года. Когда образовалось в 1919 году Польское государство, в состав которого вошла западная Беларусь, сами собою отпали названия "литовский" от городов: Бреста, Минска и Новогрудка или Наваградка, но остались: Высоко-Литовск и Каменец-Литовск.

Comments